Заказать обратный звонок
Вопросы развития метростроения как необходимого условия формирования современной транспортной инфраструктуры российских городов обсуждались на Всероссийском совещании по развитию метрополитенов 21 сентября 2017 года в Красноярске, прошедшем в рамках выездного заседания Комитета по освоению подземного пространства НОСТРОЙ.
В совещании приняли участие представители органов государственной власти и ведущие российские эксперты в области метростроения и подземного строительства из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Красноярска, Екатеринбурга, а также представители Беларуси и республики Словения. В работе совещания принял участие первый заместитель министра строительства и инфраструктуры Челябинской области Виталий Передерий.Мировой опыт свидетельствует о том, что без комплексного освоения подземного пространства невозможно формирование комфортной и безопасной городской среды. Крупные города Европы, Азии и Америки строят свою градостроительную политику исходя из принципов «города для людей» в противовес «городу машин», максимально высвобождая территории на уровне дневной поверхности для пешеходов, а транспортную инфраструктуру располагая в подземном пространстве. К сожалению, Россия пока далека от этого тренда, и по темпам подземного строительства значительно уступает ведущим странам мира.
Как отметил генеральный директор Объединения подземных строителей и проектировщиков, заместитель председателя Комитета по освоению подземного пространства НОСТРОЙ Сергей Алпатов, метрополитен является не только самым крупным городским перевозчиком, но и выполняет градообразующую функцию. Новые станции преобразуют городские территории, становясь архитектурными доминантами районов. Территории рядом со станциями метро теряют статус депрессивных, становятся привлекательными для инвесторов, растет спрос на коммерческую и жилую недвижимость. Не менее важно, чтобы эффективно осваивалось подземное пространство, прилегающее к станциям метрополитена. Ведь под землей, как и на поверхности, могут создаваться зоны общественного пользования различного назначения, в том числе торгово-развлекательные центры, предприятия службы быта, культурные и даже спортивные сооружения.
К сожалению, примеры реализованных проектов комплексного освоения подземного пространства в российских городах, за исключением столицы, фактически отсутствуют. Что касается метрополитенов, планы их строительства в Уфе, Краснодаре, Ростове, Волгограде, Воронеже, Омске – список можно продолжать – до сих пор не реализованы. Десятилетия на полках пылятся проекты линий метро, транспортных тоннелей и других подземных объектов. К примеру, в Санкт-Петербурге специалистами ОАО НИПИИ «Ленметрогипротранс» были проработаны варианты комплексного освоения подземного пространства, включающие транспортно-пересадочные узлы, под такими оживленными районами города, как Сенная и Театральная площади. Однако возможность их реализации пока даже не обсуждается.
Как правило, главной причиной низких темпов подземного строительства в России называют финансовые трудности. Действительно, в региональных бюджетах не хватает средств, а прозрачная схема привлечения частного бизнеса к реализации проектов подземного строительства отсутствует. Чтобы заинтересовать инвесторов, необходимо «привязать» коммерческую инфраструктуру к станциям метрополитена. Рост пассажиропотока обеспечит быструю окупаемость проекта. Сегодня мало строить линию из пункта «А» в пункт «Б», необходим комплексный подход к проектированию и строительству подземных сооружений. Тогда инвесторы смогут найти свою нишу в реализации крупных инфраструктурных проектов.
Развитие метрополитенов и комплексное освоение подземного пространства невозможно вне системы долгосрочного планирования, которая фактически отсутствует. Необходимо разработать и включить Генеральные планы территориального развития раздел по подземному строительству, принять Федеральную государственную программу развития метрополитенов в рамках комплексного освоения подземного пространства мегаполисов.
Итоги работы Всероссийского совещания по развитию метрополитенов отражены в Резолюции, которая будет направлена в органы государственной власти РФ.
Профессиональное сообщество готово участвовать в разработке Федеральной целевой программы по развитию метрополитенов, и надеется на поддержку Правительства РФ, без которой невозможны разработка и принятие столь масштабного документа. Как доказывает мировая практика, только при условии государственной поддержки возможна успешная реализация крупных инфраструктурных проектов с длительным сроком окупаемости, которые позволяют эффективно решать актуальные транспортные проблемы мегаполисов, сохраняя при этом их архитектурное своеобразие и экологическое благополучие, формируя комфортную и безопасную городскую среду.
Дата создания страницы: 20.01.2008 г. 08:21
Редизайн страницы: 10.10.2017 10:44