Заказать обратный звонок
21 марта 2013 года НП «Гильдия управляющих и девелоперов» в партнерстве с НП «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов» провели круглый стол на тему «Развитие подземного пространства как одно из решений освоения территории города Санкт-Петербурга».
Тема круглого стола весьма актуальна для Санкт-Петербурга. В городе существует большая группа зданий и сооружений, которые по своему функциональному назначению могут быть успешно размещены в подземном пространстве. Размещение этих сооружений в подземных объемах города позволит значительно приблизить их к сферам обитания и приложения труда человека, высвободит часть городских территорий для создания дополнительных зон рекреации и озеленения.
Вокруг подземного строительства сейчас существует много мифов. Считается, что петербургские почвы плохо подходят для таких работ и строительство подземных объектов невероятно дорогостоящее. Однако немногие реализованные проекты доказали, что, несмотря на сложные грунтовые условия Петербурга и более высокую стоимость квадратного метра (на 20-30%), строить в городе возможно. «Строительство подземных объектов не дороже наземных, а эксплуатационные расходы подземных сооружений даже ниже. Кроме того, не учитывается стоимость высвобождаемой земли», – говорит Сергей Алпатов, генеральный директор Объединения подземных строителей.
Подтверждением его мнения стало выступление директора по строительству «БТК Девелопмент» Ирины Киршиной, которая рассказала об опыте компании в подземном пространстве. Так, строительство подземного паркинга обошлось компании примерно в 40 тыс. рублей за квадратный метр. Сама стоянка, расположенная на переулке Гривцова, 4, полностью автоматическая, автомобиль попадает в паркинг без участия человека. Вместе со сложным оборудованием стоимость кв. метра увеличилась до 75 тыс. рублей. Однако плюсом в проекте стало освобождение большой части надземного пространства.
Роман Зарецкий, генеральный директор компании «Бриз», также считает стоимость строительства подземных объектов абсолютно реальной. «В строительство двухуровневого подземного паркинга ТРК «Галерея», рассчитанного на 1200 машиномест, было вложено порядка 20 млн. долларов. В эту сумму входит весь нулевой – с учетом дополнительных технологических решений по укреплению котлована глубиной 8 метров и проведенных мероприятий по гидроизоляции», – сообщил эксперт.
Архитектор архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» Михаил Кондиайн развеял миф о сложности подземного строительства из-за того, что город «стоит на болотах». Эксперт признает, что геологическое строение верхних грунтов на территории Санкт-Петербурга действительно сложно. Однако технически сегодня нет проблем при строительстве подземных объектов, которые нельзя решить. «Существующие за рубежом и в России современные технологии позволяют работать в любых грунтах, не нанося вред окружающей застройке, и обеспечить качество и безопасность подземных объектов», – говорит Михаил Кондиайн.
Есть и объективные сложности в развитии подземного пространства: невнимание властей к данной проблеме, отсутствие плана освоения подземного пространства города и устаревшая нормативная база.
«Подземное строительство в Петербурге, особенно в историческом центре, не только возможно, но и необходимо для решения существующих инфраструктурных проблем, в первую очередь. Примеров успешного освоения подземного пространства в мире довольно много – Монреаль, Париж, Хельсинки, Мадрид и другие города. В нашем городе девелоперы тоже реализуют такие проекты. Но чтобы упорядочить данный процесс, нужно создать соответствующую нормативную базу, и, прежде всего, внести изменения в Генплан», – считает Сергей Цыцин, руководитель Комитета по архитектуре ГУД, генеральный директор архитектурной мастерской Цыцина.
Эксперт также отметил, что примеров подземного строительства в Санкт-Петербурге очень мало, их недостаточно для удовлетворения потребностей, которые испытывает город сегодня. В основном это локальные объекты в рамках проекта инвестора, заключенные в кадастровых границах участка. Одна из причин сложившейся ситуации – устаревшая нормативная база (ПЗЗ) и другие сложности, с которыми сталкивается девелопер при реализации проекта. «Девелопер работает сегодня в сложном бюрократическом пространстве, и даже простой проект проходит достаточно тяжелые и сложные согласования. А когда он начинает делать что-то более сложное, что-то более неординарное, его проблемы и риски возрастают значительно», – говорит Сергей Цыцин.
Сергей Алпатов, в свою очередь, предложил накладывать мораторий на точечную подземную застройку инвесторами, чтобы сооружения под землей были функционально увязаны между собой. И главное, что нужно сделать – это начать разработку Концепции комплексного развития подземного пространства в Санкт-Петербурге в рамках общей концепции среднесрочного и долгосрочного развития города с горизонтами планирования в 20 и 50 лет. «Сегодня в градостроительных решениях не учитываются возможности подземного городского пространства, и это, на мой взгляд, главная проблема. Разговор идет даже не о том, чтобы выделить денежные средства на строительство какого-то количества станций метро или автодорожных тоннелей. Речь идет о том, что для того, чтобы строить, в первую очередь, нужно иметь план. На данный момент долгосрочный план освоения подземного пространства отсутствует», – говорит эксперт.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что сегодня власть Санкт-Петербурга не выступает локомотивом освоения подземного пространства как способа решить важные проблемы города. «Городской администрации необходимо объединить разрозненные действия инвесторов и подчинить их действия общегородским интересам», – считает Сергей Цыцин.
По словам генерального директора геотехнического инженерного бюро «Петергиб», доктора технических наук Сергея Сотникова, администрация города закрывала один за другим проекты подземного строительства. «Закрыли “Орловский тоннель”, совершенно необходимую транспортную магистраль, несмотря на то, что уже проплачен аванс на поставку оборудования, разработан проект. Закрыли гигантские подземные стоянки под “Набережной Европы”, закрыто половина котлована “Невской Ратуши”», – рассказал эксперт.
Эксперты уверены, что власти Санкт-Петербурга должны пересмотреть свое отношение к проблеме развития подземного пространства, иначе ситуация не сдвинется с места. «Государство должно стать супер-девелопером с высшим интересом в развитии подземного пространства, который будет направлять инвесторов», – заключил Михаил Кондиайн.
По итогам круглого стола составлена Резолюция, аккумулирующая прозвучавшие предложения. В ближайшее время документ будет доработан и направлен на рассмотрение в городскую администрацию.
Дата создания страницы: 20.01.2008 г. 08:21
Редизайн страницы: 10.10.2017 10:44